Объем внимания зависит от нескольких причин.
1. От особенностей воспринимаемых объектов. Не связанные между собой предметы воспринимаются одновременно числом от 3 до 5 (так, если кратковременно показывать отдельные буквы, то воспринимаются 3-5 букв); связанные между собой объекты воспринимаются от 12 до 14 (если показать не отдельные буквы, а слова, то в этих же условиях воспринимается 12-14 букв).
2. От опыта и практической деятельности человека. Объем внимания ученика, начинающего читать, очень мал, но при овладении техникой чтения, приобретении опыта у ребенка увеличивается и объем внимания, необходимый при чтении.
3. От поставленной задачи. Если перед учеником поставлена задача – найти, где на дереве дятел, и понаблюдать за ним, то школьник будет ограничивать свое внимание только одной птицей, а если ему дано задание – быстро посмотреть и сказать, сколько цыплят у наседки, то ребенок будет стараться расширить объем своего внимания и схватывать одновременно большее количество цыплят. Объем внимания у школьника увеличивается, если он включается в деятельность, где необходимо расширять объем внимания. У учащихся начальных классов (особенно у учеников 1 и 2 классов) объем внимания очень ограничен.
Распределение внимания – это одновременное внимание к двум или нескольким объектам при одновременном выполнении действий с ними или наблюдении за ними. [2]
Если при переключении человек отвлекается от одного объекта при обращении к другому, то при распределении оба они остаются в зоне внимания, хотя его концентрация на разных объектах, естественно, различна. Например, преподаватель, читающий лекцию, должен удерживать внимание и на содержании излагаемого материала, и на том, как воспринимают его, студены, понятен ли он им. Актер на сцене должен распределять внимание между текстом своей роли, ее исполнением, репликами партнеров и т.д. Как и переключение, распределение внимания связано с индивидуальными особенностями человека, прежде всего с его пластичностью, поэтому его уровень отличается у разных людей. [1]
Распределять внимание возможно и необходимо, в жизни это требуется постоянно, а некоторые профессии требуют непременного распределения внимания (шофер, летчик, учитель). Учитель одновременно следить за классом и объясняет урок. Распределение внимания требуется и во время учебной деятельности. Например, ученик должен слушать, что объясняет учитель, и следить за тем, что он показывает (карту, картину), или должен слушать и одновременно записывать.
Умение распределять внимание вырабатывается в практической деятельности. Две работы только тогда могут быть успешно выполнены, если одна из них настолько освоена или легка, что не требует сосредоточенного внимания, выполняется человеком очень свободно, лишь слегка контролируется и регулируется им. В центре внимания у человека только одна основная деятельность, а другая занимает относительно малую часть внимания, он находиться не в центре внимания, а сохраняя равновесие, он не мог решать задачу.
При действии, требующем большого и полного сосредоточения, другие действия обычно невозможны. Проводили такой опыт: нетренированному человека предлагали идти по узкому бревну, сохраняя равновесие и устойчивость, и одновременно решать задачу. Совместить эти два действия не удавалось. Решая задачу, человек терял равновесие и падал с бревна, а сохраняя равновесие, он не мог решать задачу.
Младшие школьники плохо распределяют свое внимание, они еще не умеют этого делать, у них нет опыта, поэтому не следует заставлять ученика одновременно выполнять два дела или при выполнении одного дела отвлекать внимание на другое. Но постепенно следует приучать школьника к распределению своего внимания, ставить ребенка в такие условия, где это делать необходимо.
Сосредоточенность внимания – это удержание внимания на одном объекте или одном объекте или одной деятельности при отвлечении от всего остального. Ученик делает модель. Он полностью поглощен делом, не отвлекается ни на минуту, не замечает, как течет время, не реагирует на телефонные звонки, его можно окликнуть, позвать обедать – он не отвечает, а порой даже и не слышит. В этом случае говорят о большой силе его сосредоточенного внимания.
Также по теме:
Гуманизация личностного развития как путь к
самореализации
Социокультурные изменения, происходящие в современной России, позволили попасть в фокус научного познания явлениям личностно-индивидуального порядка. В ряду таких явлений – феномен духовности, гуманистичности личности, который привлекает ...
Эмоциональная регуляция при расстройствах аффективного спектра: когнитивный
подход
Основной отличительной характеристикой расстройств аффективного спектра, т.е. депрессивных и тревожно-фобических расстройств является то, что больные не способны регулировать, контролировать и предотвращать возникновение патологически выр ...
Образование и воспитание
В первом ряду идей, имеющих преобладающее значение в какую-нибудь эпоху и обладающих силой, несмотря на свой часто иллюзорный характер и свою немногочисленность, мы должны поставить в настоящее время следующую: образование в состоянии зна ...
Разделы