Теоретический анализ самоактуализации и уровня притязания позволил разработать и реализовать программу эмпирического исследования целью,которой является изучение взаимосвязь самоактуализации и уровня притязания личности
Объект исследования: самоактуализация личности
Предмет исследования: характеристики самоактуализации личности у подростков с разным уровнем притязаний.
Гипотеза: самоактуализация личности подростков связана с уровнем их притязания.
Задачи исследования:
1 Определить уровень притязания у подростков
2 Изучить характеристики самоактуализации;
3 Выявить характер связи между уровнем притязания и самоактуализацией личности у подростков
Выборку составили учащиеся 9-х классов общеобразовательной школы № 39 г. Брянска в возрасте 14-15 лет. всего в исследовании приняли участие 50 учеников, среди которых 25 девочек и 25 мальчиков.
Для проверки гипотезы и решения поставленных задач были использованы следующие психодиагностические методики:
- «Самооценка уровня притязаний» (методика Шварцландера)
- Тест самоактуализации (САТ) (Кроз М.В. Гозман Л.Я.)
Для проведения статистической обработки данных использовался метод линейной корреляции К. Пирсона.
Описание методов исследования и методик
1 Методика «Самооценка уровня притязаний» (методика Шварцландера)
Экспериментатором дается следующая инструкция: Подумайте, сколько «плюсиков» вы сможете нарисовать за 10 секунд, и это число предполагаемых «плюсиков» укажите в бланке 1; поставьте цифру рядом с УП (уровень притязаний). Затем по сигналу экспериментатора «Пуск» начинайте рисовать «плюсики» в каждом квадратике бланка 1, а по сигналу «Стоп» — прекратите рисовать. Подсчитайте число реально нарисованных вами «плюсиков» и укажите в бланке 1 рядом с УД (уровень достижений).
2 Учитывая ваш предыдущий опыт и диапазон ваших возможностей (можете ли вы больше, быстрее нарисовать «плюсики»), укажите в бланке 2 ваш уровень притязаний и затем по сигналам экспериментатора «Пуск» и «Стоп» повторите опыт, подсчитайте и запишите в бланк 2 ваш уровень достижений.
3 Данную процедуру опыта повторите для третьего, а затем для четвертого бланка. (Примечания для экспериментатора см. ниже.)
Обработка данных
1 Вычислите ваш уровень притязаний по формуле:
(1)
где УП (2) — уровень притязаний из бланка 2; УД (1) — уровень достижений из бланка 1 и т. д. в соответствии с указанными в скобках номерами бланков.
2 Полученные значения уровня притязаний сравните с психодиагностической шкалой.
Уровень притязаний (УП) равен 5 и выше — нереалистично высокий;
УП = 3 -/- 4,99 - высокий; УП = 1 -/- 2,99 - умеренный; УП = -1,49 -/- 0,99 — низкий, УП = -1,50 и ниже — нереалистично низкий.
Примечание для экспериментатора:
1) размеры таблиц 10х3 см, размеры маленьких квадратиков в таблицах 1х1 см;
2) длительность 1-го, 2-го, 4-го опытов 10 секунд, а в 3-м опыте — 8 секунд для искусственного создания ситуации неудачи.
2 Тест самоактуализации (САТ)
Авторы: Кроз М.В. Гозман Л.Я. Разработан на основе опросника личностных ориентаций (POI), созданного в 1963 г.
Тест состоит из 126 пунктов, каждый из которых включает два суждения ценностного или поведенческого характера. Суждения не обязательно являются строго полярными. Тем не менее, испытуемому предлагается выбрать то из них, которое в большей степени отвечает его представлениям или привычному способу поведения.
Методика (см. Приложение А) может быть использована как для индивидуального, так и для группового обследования, она применяется в брошюрном, либо в компьютеризированном вариантах. В случае необходимости респондент может работать с тестом и в отсутствии экспериментатора. Пункты теста, оставленные без ответа, или те, в которых отмечены оба варианта, при обработке не учитываются. В случае, если количество таких пунктов превысит 10% от их общего числа (13 и более), результаты исследования считаются недействительными.
Инструкция к методике не ограничивает времени ответов, хотя практика показывает, что в норме оно обычно не превышает 30-35 минут.
Для работы с брошюрным вариантом теста следует использовать регистрационный лист и профильный бланк. При обработке результатов тестирования подсчет «сырых» баллов, полученных испытуемым, осуществляется с помощью ключей к методике. Для удобства обработки данных рекомендуется изготовить накладные ключи-шаблоны для всех шкал. Каждый ответ обследованного, совпадающий с вариантом, указанным в ключах, оценивается в 1 балл. Затем подсчитывается сумма баллов, набранных испытуемым по каждой шкале. Эти значения наносятся на профильный бланк, после чего строится тестовый профиль обследуемого и определяются его данные в стандартных Т-баллах, которые позволяют легко и удобно соотносить результаты разных обследованных лиц, интерпретировать их.
Также по теме:
Анализ результатов исследования
Обработка и интерпретация результатов исследования депрессивности с помощью шкалы депрессии SCL-90:
Полученные данные (результаты представлены в табл.1) говорят о том, что хотя истинное депрессивное состояние у студентов не обнаружилось, ...
Творческое мышление и его механизм
Мышление - это неразрывно связанный с речью процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредствованным отражением действительности в ходе ее анализа и синтеза. Мышление возникает на основе практической ...
Ролевая и сюжетно-ролевая игра
Ролевая и сюжетно-ролевая игра очень распространены и в России, и в мире. Существуют целые ассоциации «Игроков в историю», выходят специальные издания по теме. Среди них и российские – например, Master Ludi, выходящий в Санкт-Петербурге. ...
Разделы