Феномен "трудного подростка" с присущими этому возрасту агрессивностью и жестокостью хорошо известен и подробно проанализирован специалистами. Для характеристики отклоняющегося поведения используют специальные термины делинквентность и девиантность.
Если нарушения не достигают уровня уголовно наказуемых действий, то такое поведение у несовершеннолетних принято называть делинквентным (от латинского delinquo – провиниться, совершить проступок). Обычно делинквентное поведение начинается с прогулов – уклонение от учёбы и труда и присоединения к асоциальной группе подростков (сверстников или более старших по возрасту). Мелкое хулиганство, отбирание у более младших детей денег, издевательства над ними, а в составе группы и над более старшими подростками – обычный набор делинквентных поступков.
Агрессивность в отрочестве выступает в двух личностных аспектах: как универсальное средство самоутверждения и как один из ключевых приемов самоанализа. В репертуаре поведения большей части подростков редко встречаются действия, сознательно направленные на причинение серьезного физического или психологического вреда другим людям. Как показывают многочисленные исследования, в подростковом возрасте нельзя категорично говорить об агрессивной направленности личности, можно говорить лишь о факторах, предрасполагающих к ее формированию, в числе которых нужно назвать и агрессивное фантазирование.
«Материалом» для него служат, как и в детстве, психотравмирующие ситуации, только в пубертатной фазе они усложняются гормональной революцией и активным процессом самостроительства личности. Именно в этот временной период подросток наиболее сензитивен к макро- и микросредовым воздействиям, которые воспринимаются далеко не адекватно. Данный возраст богат драматическими переживаниями и конфликтами, трудностями адаптации к социальной среде и кризисами, появления чувства тревожности и психологического дискомфорта. В этом возрасте увеличивается внимание к себе, к своим физическим особенностям, обостряется реакция на мнение окружающих, повышается чувство собственного достоинства и обидчивость. Эта пора достижений стремительного наращивания знаний, изменений, становления «Я», обретения новой социальной позиции. Шумные игры - в которых подростки толкаются, догоняют друг друга, дразнятся, пинаются, и стараются причинить друг другу какой-то вред - фактически могут оказаться сравнительно "безопасным" способом обучения агрессивному поведению. Однако те, кто чрезвычайно агрессивен, скорее всего, окажутся отверженными большинством в своей возрастной группе. С другой стороны, эти агрессивные подростки, видимо, найдут друзей среди других агрессивных сверстников. Разумеется, это создает дополнительные проблемы, так как в агрессивной компании происходит взаимное усиление агрессивности ее членов.
Подросток, не сумевший благополучно преодолеть новый этап становления своего психосоциального развития, отклонившийся в своем развитии и поведении от общепринятой нормы, получает статус «трудного». Факторами риска являются: физическая ослабленность, особенности развития характера, отсутствие коммуникативных навыков, эмоциональная незрелость, неблагоприятное внешнесоциальное окружение.
Признаки проявления агрессивности у подростков
·они ожидают от окружающих враждебности,
·они недооценивают собственную враждебность,
·в своих проблемах они винят окружающих и обстоятельства,
·они редко выражают свои чувства словами, предпочитая действие,
·часто не думают о последствиях своих поступков,
·завышают интенсивность своих эмоций: гнев вместо грусти или раздражения,
·они невосприимчивы к чувствам окружающих, у них низкий уровень эмпатии (умение принимать чувства других людей),
·их не волнует страдание, ответная агрессия, возможность быть отвергнутыми сверстниками,
·ценят превосходство и месть превыше дружбы,
·они менее склонны к компромиссам, чем другие дети,
·полагают, что их агрессивные действия дают ощутимые результаты, уменьшая агрессивность окружающих,
·не задумываются (скорее просто не знают) о собственной значимости,
·у них ограниченный выбор реакций на проблемную ситуацию,
В.С. Ротенберг и С.М. Бондаренко считают, что отклоняющееся от нормы поведение подростков, включая немотивированные приступы жестокости, в ряде случаев может быть "диким" проявлением неправильно ориентированной поисковой активности. В ходе психического, физического и полового созревания потребность в поиске очень остра и если она неправильно ориентирована, то часто является причиной девиантного поведения. Они считают, что неправильно ориентированная потребность в поиске может проявляться не только в немотивированной агрессивности и неожиданных антисоциальных поступках; некоторые периодически возникающие массовые молодежные движения типа хиппи или панков имеют также в своей основе неудовлетворенную потребность в поиске.[52] Немецкий психотерапевт Г.Аммон утверждает, что человек рождается с потенциалом так называемой конструктивной агрессивности, которую он рассматривает как частный случай поискового поведения. [25] При правильном воспитании конструктивная агрессивность развивается и усиливается, стимулируя творческое развитие в играх, общении со сверстниками и взрослыми. Когда ребенок сталкивается с конфликтами в семье, тогда появляется агрессивность деструктивная.
Также по теме:
Психологические особенности личности военнослужащих,
получивших ранения и увечья в Чеченской республике
Данные психодиагностического обследования разных лет показали, что уровень тревожности, депрессии и общей психопатологической симптоматики в группе военнослужащих с ПТСР по всем шкалам оказался выше, чем в группе без диагноза. Обследовани ...
Особенности развития профессионального самоопределения и временной
перспективы у подростков, оставшихся без попечения родителей
Обращенность в будущее – одно из важнейших психологических новообразований подросткового возраста (Л.И.Божович). [3 ] Его изучение проливает свет, с одной стороны, на более широкую проблему становления временной перспективы личности как с ...
Стремление и превосходству
Как уже было отмечено, Адлер полагал, что чувство неполноценности является источником всех устремлений человека к саморазвитию, росту и компетентности. Но какова же конечная цель, ради которой мы боремся и которая обеспечивает меру постоя ...
Разделы