Выше были предложены некоторые способы, проверки того, действительно влияют на поведение предложенные мной методы.
Однако нас интересует также изменение стереотипов, которое могло произойти благодаря использованию всей совокупности «инструментов». Самым лучшим показателем изменения отношения к объекту презентации это согласие на то действие, которое вам предлагают сделать: купить предлагаемый товар, заключить контракт о сотрудничестве и так далее. Еще одним критерием, может служить согласие участвовать в дальнейших мероприятиях проводимых организатором или посещение следующей презентации (если проводится целая серия взаимосвязанных презентаций, или они проводятся регулярно, например, раз в год). Но, на презентации далеко не всегда вам предлагают что-то сделать. Иногда она проводится именно для того, чтобы создать об организации определенное мнение, сформировать по отношению к ней положительный стереотип, завязать нужные знакомства, сделать анонс товару, который, вот-вот должен будет выйти на рынок и т.д. В таком случае, нам особенно необходимо узнать, изменился ли стереотип у гостей презентации после ее проведения, и в какую сторону.
Это можно измерить сравнением результатов двух опросов (в начале и в конце презентаций) по шкале Лайкерта. В данном случае мы не сможем определить, какой из методов, в какой степени был эффективен, и действительно ли ими была предопределена степень эффективности той или иной презентации. Однако если провести целую серию замеров изменения стереотипов после посещения презентаций там, где будут использоваться методы, о которых шла речь в данной работе, и презентаций, на которых их не использовали. Если в результате выяснится, что в среднем в первом случае стереотипы изменялись сильнее в положительную сторону по отношению к предмету презентации, то можно будет сделать вывод о том, что такие методы действительно стоит использовать.
Метод измерения, предложенный Лайкертом называют «методом суммарных оценок» (28). Респондентам предлагают список суждений на определенную тему, с которыми те должны выразить свою степень согласия или несогласия (как правило, им на выбор предлагают следующие ответы: Вполне согласен, согласен, затрудняюсь ответить, не согласен, совершенно не согласен).
Оценкой установки человека служит сумма выставленных им оценок по всем пунктам. Разница между суммарной оценкой перед презентацией и после нее будет показателем разности или изменения установки.
Суждений должно быть не очень много, чтобы людям было не сложно отвечать и не занимало много времени.
Если мы будем предлагать людям в начале и в конце презентации один и тот же вопросник, то, скорее всего не увидим никакой разницы в оценках, люди вспомнят, что они писали в начале, и просто продублируют свои ответы либо вообще откажутся делать одну и ту же работу два раза. Чтобы избежать этой ситуации и все же измерить изменение установки, можно составить два похожих списка суждений (наблюдаемых признаков), относительно предмета нашей презентации и организации его представляющей. Один из них предлагать в начале, другой в конце, кроме того, участие в опросе должно поощряться.
Религия является непосредственной, то есть эмоциональной, формой отношения людей к господствующим над ними чуждым силам, природным и общественным. Это и определяет значение религиозного культа. В нем получают свое выражение, прежде всего, эмоциональные моменты. Все современные богословы связывают крепость веры, прежде всего, с интенсивностью религиозно-эмоциональной жизни. Они понимают, что регулярное систематическое повторение культовых действий, вызывающих, а затем закрепляющих в сознании верующего определенный строй чувств, эмоций, мыслей, идей, оставляет в центральной нервной системе человека глубокие и устойчивые системы очагов возбуждения и торможения, создают своеобразную привычку. И когда такой религиозный стереотип поведения, чувств и мыслей формируется не у одного человека, а у целого коллектива, в действие вступают законы коллективной психологии.
Также по теме:
Модель Р. Стогдилла и К. Шартла
Рис. 3. Система руководства Стогдилла и Шартла
Концепция Р. Блейка и Д. Мутона
Наибольшую популярность среди поведенческих концепций лидера получила модель управленческой решетки, наглядно демонстрирующей, что есть один единственный с ...
Как создать долгосрочный имидж
Самый главный принцип при создании долгосрочного имиджа – это регулярная работа с объектом (политиком, организацией, событием и т.д.). Нельзя ограничиваться только предвыборной кампанией. Все действия должны повторятся постоянно, образуя ...
Основные психологические характеристики периода взрослости
Несмотря на то, что взрослость занимает две трети человеческой жизни, – это наименее изученный возрастной период.
В технологически развитых обществах нет четких признаков вступления во взрослость, таких как обряды посвящения в примитивны ...
Разделы