Интерактивная игра или игра в тренинге

Статьи по психологии » Игровые методы в терапии » Интерактивная игра или игра в тренинге

Страница 1

Игровая деятельность участников тренинга структурирована в соответствии с целями и задачами работы и подразумевает возможность и необходимость межличностного взаимодействия (интеракции).

Можно выделить несколько разновидностей интерактивных игр: подвижные (разогревающие игры), сюжетные и ролевые, деловые и имитационные (последние две группы иногда обоснованно рассматриваются как разновидности ролевых) [3].

И.В. Вачков выделяет ситуационно-ролевые, дидактические, творческие, организационно-деятельностные, имитационные, деловые игры [2].

Игра может использоваться и как психотерапевтический метод, что особенно ярко проявляется в гештальттерапии и психодраме. В определенном смысле к игровым методам можно отнести и работу с деструктивными играми в общении, проводимую в трансакционном анализе Э. Берна.

Использование игровых методов в тренинге, по мнению многих исследователей, чрезвычайно продуктивно.

На первой стадии групповой работы игры полезны как способ преодоления скованности и напряженности участников, как условие безболезненного снятия "психологической защиты".

Очень часто игры становятся инструментом диагностики и самодиагностики, позволяющим ненавязчиво, мягко, легко обнаружить наличие трудностей в общении и серьезных психологических проблем.

Благодаря игре интенсифицируется процесс обучения, закрепляются новые поведенческие навыки, обретаются казавшиеся недоступными ранее способы оптимального взаимодействия с другими людьми, тренируются и закрепляются вербальные и невербальные коммуникативные умения. Ведь игра, пожалуй, как никакой другой метод эффективна в создании условий для самораскрытия, обнаружения творческих потенциалов человека, для проявления искренности и открытости, поскольку образует психологическую связь человека с его детством. Вследствие этого игра становится мощным психотерапевтическим и психокоррекционном средством не только для детей, но и для взрослых [1].

Возможности игровых методов в тренинговой работе действительно неисчерпаемы (А. А. Вербицкий, Ю. В. Громыко, П. Г. Щедровицкий и др.). Как отмечает К. Фопель [7, с.30], интерактивные игры «…не только обращаются к интеллекту участника, но «затрагивают личность участника целиком — его мысли, чувства, знания, интерес и стремление к игре».

Применительно к тренингу, И.В. Вачков подразделяет игры на коррекционные и психологические. По его мнению, цель коррекционных игр в тренинге состоит в том, чтобы изменить человека, "скорректировав" его в сторону большего соответствия некоему социальному стандарту, а, цель психологических игр, напротив, в том, чтобы помочь человеку утвердить свое Я, чувство собственной ценности, предложить "испытательный полигон" для работы с самим собой. В первом случае необходимо внешнее, постороннее вмешательство, порой достаточно жесткое, в те или иные психические проявления человека (в зависимости от содержательно-психологической направленности в рамках нормального онтогенетического развития различается коррекция умственного развития, коррекция развития личности, коррекция и профилактика развития невротических состояний и неврозов). Во втором случае ведущий тренинга исходит из гуманистического постулата о том, что любой участник группы, как и всякая личность, уникален, самоценен и обладает внутренними источниками саморазвития.

Страницы: 1 2

Также по теме:

Понятие имиджа
Имидж (англ.) – образ, то есть это визуальная привлекательность личности, самопрезентация, конструирование человеком своего образа для других. Исконно русское слово, несущее ту же смысловую нагрузку, что и имидж, - образ – существовало вс ...

Ролевая и сюжетно-ролевая игра
Ролевая и сюжетно-ролевая игра очень распространены и в России, и в мире. Существуют целые ассоциации «Игроков в историю», выходят специальные издания по теме. Среди них и российские – например, Master Ludi, выходящий в Санкт-Петербурге. ...

Характеристика личностного типа сотрудника оптимально подходящего на должность оператора
Проведя анализ данных полученых в ходе наблюдения и опроса сотрудников, можно говорить о том, что личностный тип оператора Контакт-центра должен включать в себя следующие характеристики: низкий или средний уровень социальной пластичности ...