Как помочь учителю получить знания о личности и индивидуальности шестилетнего ребенка

Статьи по психологии » Готовность к школьному обучению шестилетних детей » Как помочь учителю получить знания о личности и индивидуальности шестилетнего ребенка

Страница 5

Ребенок шести-семи лет в течение учебного года растет неравномерно, мало "прибавляя" в месяцы учебы и буквально "вытягиваясь" за летние каникулы, когда снижаются нагрузки и улучшается структура питания. Меняются пропорции тела, идет интенсивно развитие опорно-двигательной системы (скелета, суставно-связочного аппарата, мускулатуры). Велика опасность сколиозов, поскольку процессы окостенения еще не закончены, а статические позы преобладают. Двигательная активность первоклассника в существующих условиях обучения школьного типа явно недостаточна. Ребенку на уроке трудно удерживать статические позы, поэтому он стремится опереться грудной клеткой на край стола при чтении или письме. Трудно выдерживать и оптимальное расстояние для чтения, что создает опасность ослабления зрения.

Из-за несовершенства мелких мышц, связок, наличия большого количества хрящевых соединений в запястьях, неполного окостенения фаланг пальцев ребенку трудно подолгу писать. А не секрет, что его часто заставляют переписывать уже выполненную работу ("чтобы было красиво"). Хорошо координируя виды движений в свободной деятельности или игре, шестилетний школьник не может также успешно выполнять мелкие и точные движения пальцев и кистей рук на письме. Статические нагрузки тяжелы еще и потому, что мышцы спины развиты слабее, поэтому рассаживание по рядам и по партам с пересаживанием в течение года в большинстве случае просто необходимы. Неправильная поза в процессе учебной работы, как и несоответствующая высота школьной мебели, могут провоцировать функциональные отклонения и искривление позвоночника.

Не только кости и мышцы, но и нервная регуляция движений далека от совершенства. Основной контроль движения у шестилеток осуществляется на основе зрения. Они должны прослеживать всю траекторию движения от начала до конца, поэтому им трудно рисовать параллельные линии, выдерживать заданный "наклон" букв. К сожалению, современные методики обучения письму не только не гарантируют выработки каллиграфического почерка, но по-прежнему являются экстенсивными, "нагрузочными" [22]. Сердечно-сосудистая система в шесть-семь лет переживает качественный скачек в своем развитии. Однако она уязвима, может давать отрицательную реакцию на увеличение физических и нервно-психических нагрузок, школьные стрессы, соматические расстройства, фрустрирующие факторы и др.

К числу главных достижений возраста относят изменения функциональной зрелости мозга, что позволяет в работе с детьми использовать более насыщенный поток информации. Для этого необходима волевая регуляция: они могут подчинять свое поведение словесной инструкции. Внимание становится в большей мере устойчивым, произвольным (в дидактической игре оно удерживается до получаса). Однако это произвольное внимание еще неустойчиво. Яркие, отвлекающие факторы, сильные звуковые и прочие раздражители внимание приводят к тому, что оно легко переключается на новый объект. Именно поэтому важен показ, действие, т.е. наглядность и материализация [57;85], а не только словесное объяснение.

Уровень регуляции деятельности шестилеток позволяет относиться к ним как к маленьким ученикам. Они уже способны адекватно принимать критику и помощь взрослого, хотя еще не все умеют ее запрашивать. Без "особого удовольствия", как отмечает В.С.Мухина [50], могут рисовать по образцу, предпочитая, все же, рисование "по замыслу". Они планируют свою деятельность, согласовывая ее с деятельностью малой группы, хотя индивидуальная мотивация является преобладающей. Уровень развития их словесного мышления и фантазии позволяет им самим выбирать сюжеты, реализовывать планы, строить игру, формулировать правила игры, обогащать ролевое содержание и т.д.

При играх "в школу", как еще отмечала Л.И.Божович [6], готовые в психологическом плане дети играют "в урок", а не готовые играют "в перемену. Но какими бы большими по сравнению с другими дошкольниками они ни казались, в психологическом плане это всего лишь старшие дошкольники. Данное парадоксальное сочетание качеств личности еще раз подтверждает идею Л.С.Выготского о том, что рассматриваемый возраст является действительно переходным.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Также по теме:

Теории референтной группы
Теории референтной группы весьма тесно связанны с двумя предыдущими направлениями, существующими в рамках интеракционистской ориентации. В работах последователей этих теорий не дается однозначного общепринятого определения референтной гру ...

Чувства и нравственность толпы
1. Импульсивность, изменчивость и раздражительность толпы. -- Импульсы, которым повинуется толпа, достаточно сильны, чтобы уничтожить личные интересы. -- Толпа никогда не поступает преднамеренно.2. Податливость внушениям и легковерие толп ...

Темперамент
Темперамент - совокупность индивидуальных особенностей, харак­теризующих динамическую и эмоциональную стороны поведения человека, его деятельности и общения. Лишь условно темперамент можно отнести к компонентам личности, ибо его особенно ...