Заключение

Обобщив накопленные научные данные о классификациях взрослого периода жизни, изучив разнообразие подходов к возрастной периодизации развития взрослого человека, можно сделать вывод, что возрастные пределы взрослости определяются комплексом социальных и биологических причин и зависят от конкретных социально-экономических условий индивидуального развития человека. Поэтому в настоящее время границы этого периода в условиях нашего общества, согласно Международной классификации (Квинн, 2000), составляют 40 лет — нижняя и 64 года — верхняя.

Предметом нашего исследования являются особенности познавательных процессов личности в зрелом возрасте. Поэтому важно отметить особенности механизмов развития психических функций:

1 Развитие психических функций носит двухфазный характер. Первая фаза – фронтальный прогресс в развитии функций – наблюдается от рождения до ранней и средней зрелости. Вторая фаза – специализация функций – начинает активно проявляться после 26 лет. С 30 лет специализация доминирует, что связано с приобретением жизненного опыта и профессионального мастерства.

Сложная, противоречивая структура развития психофизиологических и психологических функций взрослого человека включает совмещение процессов повышения, стабилизации и понижения функционального уровня отдельных функций и познавательных способностей. Выявленная закономерность относится и к нейродинамическим, психомоторным характеристикам, и к высшим психическим функциям, таким как вербальный и невербальный интеллект, память.

2 Гетерохронность (неравномерность) развития – несовпадающий темп развития и уровня достижений человека как индивида, личности и субъекта деятельности, в том числе и внутри каждой из сторон в отдельности.

Таким образом, наиболее характерными особенностями психического развития личности в зрелом возрасте являются:

1 Гетерохронность развития отдельных функций, взаимная их компенсация, рост устойчивости и произвольной регуляции индивидом внимания, памяти и мышления.

2 Уровень функционального развития интеллекта остается достаточно высоким на всех этапах возрастной эволюции взрослого человека. Это свидетельствует прежде всего о высоких потенциалах обучаемости взрослого человека, способность индивида получать, сохранять и перерабатывать информацию для решения различного рода задач.

3 Сохранение достаточно высокого уровня развития психических функций является необходимым условием дальнейшего (но уже не функционального) развития интеллекта взрослого человека. Развитие процессов качественно иного уровня, концептуально-личностного, динамики смысловых образований личности, установок и ценностных ориентации, взглядов и убеждений, категориального строя мышления, методологии решения теоретических и практических проблем.

Результаты проведенного психодиагностического исследования познавательных процессов личности в зрелом возрасте согласуются с теоретическими положениями.

Также по теме:

Податливость внушению и легковерие толпы
Мы уже говорили, описывая толпу, что одним из ее общих свойств является необыкновенная податливость внушению. Мы указывали, что во всякой человеческой агломерации внушение становится заразительным, и этим объясняется быстрое ориентировани ...

Слуховое восприятие и образование звуков у младенцев
Младенец связан со своими родителями через аудиофоническую систему коммуникации. Аппарат образования звуков играет важную роль в выражении эмоций. Наряду со специфическими звуками, которые издает младенец во время приема пищи, во время пр ...

Специфика интеллектуальных качеств руководителя
В теории управления разработаны многочисленные и очень разнообразные перечни тех интеллектуальных качеств, которыми должен обладать «эффективный руководитель». Зачастую они являются просто результатом обобщения наблюдений и житейского опы ...