Особенности познавательных процессов в зрелом возрасте

Статьи по психологии » Диагностика познавательных процессов в зрелом возрасте » Особенности познавательных процессов в зрелом возрасте

Страница 3

Большое влияние на сохранность познавательных функций оказывают ценностные ориентации взрослых [5, с. 330]. Такая обобщенная личностная установка, как активное стремление к новому в самых различных областях жизнедеятельности, поиск информации, желание не останавливаться на достигнутом [6, с. 53]. Положительно сказываются на уровне развития образного мышления. Установка на совершенствование своей профессиональной квалификации, систематическое обращение к специальной литературе способствует развитию преимущественно вербально-логического мышления, а также образного и практического.

В микропериод 51-55 лет, еще в большей степени, чем в предыдущий период, на уровень развития различных видов мышления, качества внимания и памяти, особенно смысловой, влияют активные познавательные устремления в профессиональной сфере и вне ее, восприимчивость к новому в самом широком смысле, в том числе и в досуговой деятельности.

Важнейшими факторами оптимизации интеллектуального потенциала взрослых выступают: уровень образования (высшее, техническое или гуманитарное; средне-специальное или другое); образование как процесс, индивидуальная и организованная активность, вид профессиональной деятельности; характер трудовой деятельности (наличие компонентов творчества, потребность в умственном напряжении) и другое [7, с. 58].

Объем вербального запечатления долговременной памяти во многом остается неизменным до старости, но ослабляется кратковременная память, скорость реакции. Между тем совершенствование профессиональной памяти может не совпадать с общим ухудшением мнемической функции, то есть специализация функции поддерживает ее общий уровень.

Помимо сохранения, происходит качественное преобразование структуры интеллекта взрослого человека. Доминирующее место занимает обобщение на словесном материале. Новая возможная стадия развития интеллекта – способность самому ставить проблемы, достойные иногда усилий многих поколений. Новое решение старых задач обнаруживается в более широком контексте отношения к себе с позиции общества, судеб человечества, характеризуется способностью к собственным рассуждениям и умением выбирать линию поведения, то есть развитой индивидуальностью [8, с. 390].

Страницы: 1 2 3 

Также по теме:

Карл Густав Юнг
Согласно Юнгу, у каждого человека есть тенденция к индивидуации или саморазвитию. Юнг считал, что психика имеет врожденное стремление к целостности. Индивидуация означает становление единого, цельного существа, Мы, следовательно, могли б ...

Причины возникновения и компоненты информационного стресса в учебной деятельности
Информационный стресс в учебной деятельнос­ти по своей природе, является разновидностью психологического стресса. Причины его возникновения связаны с экстремальными воздействиями, прежде всего, факторов учебного процесса, а также с влияни ...

Шкала scl-90 r
Методика SCL-90 создана Дегоралисом в 1974 году на основе Hopkins Symptom Checklist (HSCL) - методики, ведущей свою историю от Cornel Medical Index (Wider, 1948), которая в свою очередь, опиралась на "Шкалу дискомфорта", разрабо ...